Концепция развития Комплексной системы дополнительного профессионального образования
Автономная образовательная некоммерческая организация «Сибирский институт дополнительного профессионального образования» уже более 10 лет занимается дополнительным профессиональным образованием во многих регионах России.
В настоящее время перед российским обществом стоит важная задача в подготовке большого количества специалистов рабочих профессий в разных областях знаний: электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроении, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности нашей страны. Именно сегодня возникает необходимость в создании образовательно-производственных кластеров, обновлении учебных и учебно-производственных баз, в тесном взаимодействии предприятий и работодателей с образовательными организациямии. Разработанная концепция Комплексной системы дополнительного профессионального образования в полной мере отвечает современным вызовам, стоящим перед обществом.
Актуальность проекта Комплексной системы профессионального обучения «Из школы с профессией» обусловлена необходимостью развития новых подходов к подготовке кадров с целью устранения дефицита в специалистах по рабочим профессиям, консолидации всех ресурсов, в том числе межведомственного и межотраслевого сотрудничества, в целях решения приоритетных задач в условиях изменения в экономике, а также устранения недостатка квалифицированных кадров в общеобразовательных организациях ряда субъектов Российской Федерации, особенно в сельской местности, обладающих компетенциями профориентологов.
Основными направлениями деятельности Комплексной системы дополнительного профессионального образования «Из школы с профессией» являются создание новой прогрессивной институции молодых специалистов, которые, еще обучаясь в школе, без отрыва от основной учебы, получают квалифицированную профориентацию, овладевают профессией, с содействием в последующем трудоустройстве и обучении в профильных вузах. Освоение выбранной профессии будет идти в созданной сети местных и региональных «Производственно-образовательных центрах и технопарках дополнительного профессионального образования и деятельности». Программы профессионального обучения для школьников, реализуемые в Проекте «Из школы с профессией», рассчитаны на приобретение базовых рабочих профессий, включающих в себя предметный практический спектр профессиональных знаний.
Освоение программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ предполагает использование как очной формы с использованием дистанционных образовательных технологий так и полностью электронного обучения, онлайн обучения.
Основной целью Проекта «Из школы с профессией» является создание условий для обеспечения начальной профессиональной трудовой подготовки обучающихся общеобразовательных организаций посредством расширения сети современных учебно-производственных площадок и внедрения новых образовательных технологий.
Основными задачами проекта «Из школы с профессией» можно назвать следующие:
- Ознакомить обучающихся с основами выбранной профессии, с должностными обязанностями, закрепленными в рабочем процессе на практике, в том числе и с использованием интерактивных методов обучения (виртуальные лаборатории, технологические мастерские, информационные технологии).
- Сформировать основные трудовые компетенции, через развитие у обучающихся системы базовых профессиональных знаний и трудовых навыков, что впоследствии послужит сознательному выбору своей профессиональной деятельности.
- Создать современную образовательную среду для получения профессиональных знаний, умений и навыков, основанную на изучении технологических процессов, по средствам применения информационных технологий обучения.
- Осуществлять педагогические, социологические, психологические мониторинговые исследования, направленные на определение актуальных направлений обучения, с целью проведения анализа эффективности реализации Проекта.
- Разрабатывать и внедрять актуальные образовательные программы для подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.
- Обеспечить поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций в области профориентационной деятельности.
В рамках Проекта предполагается реализация ряда направлений деятельности и ключевых условий.
«Профориентация» - создание условий для формирования у школьников набора компетенций, необходимых для успешного самоопределения и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни с использованием системы профессиональных проб для их осознанного отношения к профессионально-трудовой сфере, сотрудничество с семьей, с участием работодателей и заинтересованной общественности в целях обеспечения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и достижения технологического суверенитета России.
«Профессиональное обучение» - реализация программ профессионального обучения, в том числе сетевых программ с профессиональными образовательными организациями и организациями реального сектора экономики.
Проект «Из школы с профессией», который планируется к реализации Сибирским институтом дополнительного профессионального образования, предоставит уникальную возможность молодым людям, начать профессиональную социализацию «со школьной скамьи», получить свои первые профессиональные навыки, а также при успешном освоении программы профессионального обучения вместе со школьным аттестатом получить свидетельство о профессии рабочего, должности служащего, которые регистрируются в Федеральном реестре сведений документов об образовании (ФИС ФРДО).
Одно из направлений деятельности «Старт в профессию» позволит развивать систему наставничества обучающихся в приобретении ими практического опыта, соответствующего их интересам, склонностям личности, полученным профессиональным компетенциям и профилю дальнейшего обучения, в первую очередь в собственном регионе с учетом возникающих кадровых потребностей.
Наличие профессии у выпускника, несомненно, добавит преимуществ при поступлении в ВУЗ, а в случае неудачи – школьник с большой долей вероятности сможет занять место на рынке труда. При освоении программы особо важно учитывать дальнейшее обучение молодого специалиста и заранее сопоставить профили профессионального образования, выстраивая нужную образовательную траекторию. Такая перспектива позволит молодым людям двигаться в нужном профессиональном направлении: получить знания, применить их на практике, а также накопить стаж. В будущем, после освоения программ бакалавриата у молодого специалиста сформируется конкурентоспособное резюме, при трудоустройстве.
Ключевые условия Проекта «Из школы с профессией»:
– «Профориентолог» предусматривает поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций.
«Учебно-производственная площадка» предусматривает создание современной учебно-производственной площадки (в зависимости от специфики профессиональной деятельности и социально-экономических условий регионов площадки могут быть стационарные; мобильные и виртуальные на цифровой платформе Проекта как инструмента профессионального становления обучающихся.
Планируемые мероприятия по Проекту:
1. Создание новых образовательных ресурсов, форматов программ и условий дополнительного профессионального обучения, для учащихся средних общеобразовательных школ, СПО с целью их профориентации и профессиональной подготовки с использованием современных интерактивных методов обучения, ориентированных на практическую подготовку обучающихся в действующих производствах и лабораториях.
2. Создание методического центра, обеспечивающего научно-методическое сопровождение сети производственных партнёров из предприятий и организаций, предоставляющих профориентологов, педагогов и наставников, которые, после методической подготовки и сертификации, будут осуществлять профориентацию, теоретическую, практическую профессиональную подготовку, последующее трудоустройство и профессиональное сопровождение обучающихся.
3. Реализация программ профессионального обучения, в том числе сетевых программ с профессиональными образовательными организациями и организациями реального сектора экономики.
4. Создание Федеральной программы «Комплексная система профессионального обучения «Из школы с профессией», в целях организационно-эффективного взаимодействия заинтересованных ведомств и последующего создания Национального проекта «Из школы с профессией», инициировать.
5. Инициация изменений на законодательном уровне о включении выпускников Комплексной системы дополнительного профессионального обучения «Из школы с профессией» в число льготных категорий абитуриентов при поступлении в профильные организации высшего и среднего профессионального образования России. Это позволит существенно повысить качественный состав студентов и будущих выпускников ВУЗов.
6. Включение министерств, региональных органов исполнительной власти и предприятий государственного и коммерческого сектора экономики России в программу «Из школы с профессией», способствующей целевому «выращиванию» для них молодых кадров, со школьной скамьи вовлекаемых в своё позитивное социальное становление и профессиональное развитие.
Следующее направление деятельности «Создание в городах и поселках сети местных и региональных «Производственно-образовательных центров дополнительного профессионального образования и деятельности»». Развитие данного направления позволит привлекать местных лидеров производственного кластера для создания условий практической подготовки кадров по программе «Кадровая перспектива». Создание фермерских производственных центров позволит создать базу для привлечения фермеров и их продукции для дальнейшей сертификации и реализации в детские сады, школы и другие организации, что напрямую перекликается с Общероссийской программой «Здоровое питание – здоровье нации».
«Производственно-образовательные центры дополнительного профессионального образования и деятельности» направлены на развитие профессиональных наклонностей учащихся, а организация профориентации и дополнительной профессиональной подготовки в школе, а также прохождение практики в лабораториях и конструкторско-технологических отделах производственно-образовательных центров и технопарках, позволит обучающимся попробовать себя в профессии для успешного начала трудовой деятельности или дальнейшего образования.
Одно из перспективных направлений это создание реабилитационных призводственно – образовательных центров. Именно такие Центры призваны дать возможность овладеть профессией людям, травмированным при производственных авариях, природных катастрофах, а также раненых участников СВО.
Реализация Комплексной системы дополнительного профессионального обучения «Из школы с профессией» позволит повысить уровень заинтересованности населения в освоении программ профессионального обучения, дополнительного профессионального обучения, а также повысить престиж рабочих профессий.